Руководство тушением лесных пожаров
Обязанности руководителя тушения лесного пожара
Руководитель должен обладать следующими качествами:
- знать поведение пожара и иметь опыт организации тушения;
- знать тактику и технику тушения и применяемое противопожарное оснащение;
- владеть приемами борьбы с огнем;
- уметь руководить людьми, обеспечить их безопасность;
- знать местность и хорошо ориентироваться в лесу и по карте.
Основные обязанности руководителя
Руководитель команды, бригады, группы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение работ на закрепленном участке или за тушение пожара. В последнем случае руководитель команды (группы, бригады) одновременно является и руководителем тушения пожара.
В обязанности руководителя входит:
- точное понимание поставленной задачи и требований по ее выполнению;
- проверка наличия у членов группы спецодежды, санпакетов, средств тушения и другого оснащения до их направления к месту пожара;
- разумное распределение загрузок всех членов команды с исключением ненужных работ;
- обеспечение оснащения работающих необходимыми в данных условиях средствами тушения;
- инструктаж всех членов команды и привлеченных на тушение о порядке пользования и ухода за индивидуальными средствами пожаротушения;
- ведение списка работающих и учет их рабочего времени;
- обеспечение контроля за ходом работ;
- обеспечение безопасности работ на тушении, при перевозках, переходах, соблюдение предосторожностей при курении и т.д;
- установление порядка (графика) отдыха, питания, другого обслуживания работающих;
- обеспечение связи между работающими на участке работ;
- обеспечение передачи регулярной информации о пожаре и ходе его тушения;
Руководитель команды обязан:
- перед началом работ разъяснить характер работ, подлежащих выполнению; длительность выполнения работ приступившей сменой; схему подчиненности с указанием лиц, отдающих распоряжения;
- организовать эффективную работу по выполнению задачи;
- распределить конкретные индивидуальные задания руководителям групп и членам команды в пределах установленного участка заградительной полосы;
- проинструктировать не имеющих опыта членов команды об эффективных и безопасных способах выполнения задания;
- организовать оказание первой медицинской помощи лицам, получившим незначительные травмы (ожоги, царапины и т.п.);
- позаботиться о подготовке пожарного оборудования и средств пожаротушения, получении питания, таборного имущества, средств связи, транспорта и т.д.;
- инструктировать работающих об их действиях при перевозках на машинах, вертолетах и при тушении с воздуха;
- проверять ход выполнения задания на месте работ;
- докладывать руководителю о ходе тушения, состоянии участка пожара, любых изменениях обстановки, всех нарушениях, происшедших по вине членов команды, и необходимых мерах по их устранению;
- обратить особое внимание на работу новых членов команды, работы группы ночью, на крутых склонах, при непредвиденном поведении пожара;
- отвечать за выполнение предусмотренного вида и объема работ, безопасность и поведение команды на работе, отдыхе и практически постоянно находиться с командой.
Руководство тушением лесных пожаров, не локализованных в первоначальный период тушения и распространившихся на значительную (более 20 га) площадь.
Руководитель такого уровня должен иметь соответствующую подготовку.
До прибытия на пожар руководитель должен ознакомиться со всей имеющейся информацией о пожаре:
- с прогнозом погоды на ближайшие дни; об имеющихся на пожаре силах и средствах пожаротушения;
- с картографическими и таксационными материалами района пожара.
По прибытию к месту работ руководитель должен:
- сформировать группу управления тушением пожара (локальный штаб пожаротушения);
- совершить облет (если имеется такая возможность) пожара с целью выяснения общей обстановки;
- по результатам аэровизуальной разведки, информации прибывших ранее на пожар должностных лиц, изучения картографических и таксационных материалов района пожара выработать план тушения;
- если данных для принятия решения недостаточно, организовать наземную разведку по всему периметру (или наиболее опасной части) пожара;
- до окончания разведки и принятия решения о плане тушения имеющиеся на пожаре силы и средства активно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасных его направлениях вблизи места нахождения этих сил и средств;
- получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, организовать расстановку имеющихся сил и средств пожаротушения согласно этому плану;
- определить потребность в дополнительных силах и средствах пожаротушения и в случае необходимости запросить дополнительные ресурсы;
- определить места высадки людей и размещения лагерей и организовать их подготовку;
- обеспечить встречу прибывающих на пожар лесопожарных подразделений и постановку им тактических задач;
- организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением, оперативным районным штабом или комиссией по чрезвычайным ситуациям;
- контролировать ход работ по тушению, обращая особое внимание на эффективность тушения огня на стыках участков структурных подразделений и опасных направлениях;
- обеспечить своевременность учета выполненных работ;
- следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха;
- принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала, занятого на пожаре, и соблюдению им правил техники безопасности, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
- предусмотреть пути выхода людей с пожара в полевой лагерь и создания нормальных условий отдыха;
- непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и оперативно принимать соответствующие решения;
- информировать штаб пожаротушения о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;
- запрашивать необходимые дополнительные силы и средства пожаротушения;
- использовать все местные средства связи для оперативного решения вопросов, связанных с тушением пожара.
Для своевременного предотвращения опасных ситуаций руководитель тушения обязан:
- иметь информацию о метеорологических условиях и прогнозе пожарной опасности (краткосрочном, суточном);
- предвидеть поведение пожара в любой момент;
- обоснованно предпринимать действия, исходя из текущего и ожидаемого поведения пожара;
- обеспечить наблюдение за развитием пожара при наличии опасности для работающих;
- быть бдительным, сохранять спокойствие, принимать решения и осуществлять решительные действия;
- поддерживать оперативную связь между всеми руководителями участков, команд, бригад, групп;
- отдавать четкие указания и быть уверенным, что они поняты;
- осуществлять постоянный контроль за работой штаба пожаротушения.
Анализ состояния пожара для разработки плана его тушения
Анализ состояния пожара для разработки плана тушения должен содержать следующую информацию:
- характеристика пожара: вид пожара (низовой, верховой, подземный); величина площади в гектарах; конфигурация пройденной огнем площади (округлая, эллиптическая, неправильная); расположение (низина, равнина, холмистость, склоны);
- особенности лесного массива: преобладающая порода, состав, возраст, полнота: наличие подроста; распределение покрытых и не покрытых лесом земель; вид горючих материалов (легковоспламеняющиеся, медленно горимые, сдерживающие горение); состояние влажности горючих материалов (класс ПО);
- топография: топография местности и наличие картографических материалов; экспозиция склонов, на которых действует пожар; их крутизна;
- водные источники и возможность их использования для самолетов и танкеров, вертолетов с ВСУ; мотопомп; ручных огнетушителей;
- структура почв: песок, суглинок, скелетные почвы;
- метеоусловия: ветер (сила и направление); влажность (точка росы), температура;
- подход к пожару: вертолет, самолет, машина, катер и т.д.;
- угроза пожара: жизни людей, материальным и другим ценностям;
- естественные и искусственные преграды, реки, ручьи, тропы, дороги, разрывы и др.;
- наличие сил и средств пожаротушения и резерв: количество, состав, принадлежность, дислокация (расстановка).
Введение режима чрезвычайной ситуации
При планировании мероприятий по охране лесов от пожаров необходимо учитывать возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов, в том числе при чрезвычайной ситуации (ЧС), приведены в приложении.
Данные о введении режима ЧС вследствие лесных пожаров приведены в табл. 1.
Таблица 1. Режимы чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров
Режимы ЧС в лесах |
Показатели лесопожарной обстановки для введения ЧС |
Кто вводит ЧС |
Муниципального характера |
Не локазизованы крупные лесные пожары или лесной пожар действует более двух суток |
Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
Регионального характера |
Зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет |
Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
Межрегионального характера |
Зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС |
Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
Федерального характера |
Зона ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС |
Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
При введении режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшего вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии в планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием.
Приложение
Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов от пожаров
Периоды |
Основные решаемые задачи |
До пожароопасного сезона |
Организация нормативно-правового обеспечения охраны лесов от пожаров (разработка плана мероприятий по организации работы по охране лесов, заключение с Рослесхозом соглашения по вопросам охраны лесов, соглашения по межведомственному взаимодействию с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России, утверждение планов тушения лесных пожаров и сводного плана тушения лесных пожаров, порядка ограничения доступа граждан в леса при высокой пожарной опасности). Утверждение с участием органов местного самоуправления порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России. Создание системы оперативного управления (специализированной диспетчерской службы) и информационного обмена. Обеспечение финансирования работ по охране лесов от пожаров. Выполнение необходимого объема подготовительных мероприятий ответственными исполнителями, проведение учений по региональному взаимодействию при тушении лесных пожаров. Организация проверки готовности к пожароопасному сезону юридических и физических лиц, осуществляющих использование лесов, в т.ч. объектов нелесной инфраструктуры. Проведение мероприятий по обеспечению защиты населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, особо охраняемых и иных территорий. Организация проведения комплекса агитационно-профилактических и пропагандистских мер в области охраны лесов от пожаров. Создание и подготовка профессиональных лесопожарных подразделений, их дооснащение в соответствии с нормативами Организация возможности для привлечения дополнительных сил и средств, в том числе из других субъектов Российской Федерации Определение уровней опасности, связанной с лесными пожарами, и принятие решений по ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров |
Во время пожароопасного периода |
Обеспечение заданного режима (регламента) работ ответственных служб. Повышение эффективности обнаружения – сокращение времени с момента возникновения пожара до момента его обнаружения. Повышение скорости реакции лесопожарных формирований – сокращение времени с момента поступления информации об обнаружении лесного пожара до момента начала его тушения. Повышение эффективности тушения – сокращение площадей пожаров и снижение ресурсного и экологического ущерба. Обеспечение стабильности финансирования работ по тушению лесных пожаров в периоды высокой и чрезвычайной горимости. Усиление противопожарной пропаганды среди населения. Обеспечение оперативности принятия и реализации политических и административных решений в области борьбы с лесными пожарами органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, особенно в периоды высокой и чрезвычайной горимости. Обеспечение своевременности привлечения дополнительных сил и ресурсов тушения |
Чрезвычайный период |
Обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, возникших вследствие лесных пожаров. Принятие решения о проведения эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера, связанных с лесными пожарами. Организация оперативного запроса о необходимости межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения Организация и проведение аварийно-спасательных мероприятий и других неотложных работ. Интеграция оперативных штабов лесничеств и специализированных лесопожарных служб в работу комиссий ЧС и ПБ. Принятия решения об отмене ЧС |