Про пожары, тушение пожаров и пожарную безопасность

Руководство тушением лесных пожаров

Обязанности руководителя тушения лесного пожара

Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • знать поведение пожара и иметь опыт организации тушения;
  • знать тактику и технику тушения и применяемое противопожарное оснащение;
  • владеть приемами борьбы с огнем;
  • уметь руководить людьми, обеспечить их безопасность;
  • знать местность и хорошо ориентироваться в лесу и по карте.

Основные обязанности руководителя

Руководитель команды, бригады, группы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение работ на закрепленном участке или за тушение пожара. В последнем случае руководитель команды (группы, бригады) одновременно является и руководителем тушения пожара.

В обязанности руководителя входит:

  • точное понимание поставленной задачи и требований по ее выполнению;
  • проверка наличия у членов группы спецодежды, санпакетов, средств тушения и другого оснащения до их направления к месту пожара;
  • разумное распределение загрузок всех членов команды с исключением ненужных работ;
  • обеспечение оснащения работающих необходимыми в данных условиях средствами тушения;
  • инструктаж всех членов команды и привлеченных на тушение о порядке пользования и ухода за индивидуальными средствами пожаротушения;
  • ведение списка работающих и учет их рабочего времени;
  • обеспечение контроля за ходом работ;
  • обеспечение безопасности работ на тушении, при перевозках, переходах, соблюдение предосторожностей при курении и т.д;
  • установление порядка (графика) отдыха, питания, другого обслуживания работающих;
  • обеспечение связи между работающими на участке работ;
  • обеспечение передачи регулярной информации о пожаре и ходе его тушения;

Руководитель команды обязан:

  • перед началом работ разъяснить характер работ, подлежащих выполнению; длительность выполнения работ приступившей сменой; схему подчиненности с указанием лиц, отдающих распоряжения;
  • организовать эффективную работу по выполнению задачи;
  • распределить конкретные индивидуальные задания руководителям групп и членам команды в пределах установленного участка заградительной полосы;
  • проинструктировать не имеющих опыта членов команды об эффективных и безопасных способах выполнения задания;
  • организовать оказание первой медицинской помощи лицам, получившим незначительные травмы (ожоги, царапины и т.п.);
  • позаботиться о подготовке пожарного оборудования и средств пожаротушения, получении питания, таборного имущества, средств связи, транспорта и т.д.;
  • инструктировать работающих об их действиях при перевозках на машинах, вертолетах и при тушении с воздуха;
  • проверять ход выполнения задания на месте работ;
  • докладывать руководителю о ходе тушения, состоянии участка пожара, любых изменениях обстановки, всех нарушениях, происшедших по вине членов команды, и необходимых мерах по их устранению;
  • обратить особое внимание на работу новых членов команды, работы группы ночью, на крутых склонах, при непредвиденном поведении пожара;
  • отвечать за выполнение предусмотренного вида и объема работ, безопасность и поведение команды на работе, отдыхе и практически постоянно находиться с командой.

Руководство тушением лесных пожаров, не локализованных в первоначальный период тушения и распространившихся на значительную (более 20 га) площадь.

Руководитель такого уровня должен иметь соответствующую подготовку.

До прибытия на пожар руководитель должен ознакомиться со всей имеющейся информацией о пожаре:

  • с прогнозом погоды на ближайшие дни; об имеющихся на пожаре силах и средствах пожаротушения;
  • с картографическими и таксационными материалами района пожара.

По прибытию к месту работ руководитель должен:

  • сформировать группу управления тушением пожара (локальный штаб пожаротушения);
  • совершить облет (если имеется такая возможность) пожара с целью выяснения общей обстановки;
  • по результатам аэровизуальной разведки, информации прибывших ранее на пожар должностных лиц, изучения картографических и таксационных материалов района пожара выработать план тушения;
  • если данных для принятия решения недостаточно, организовать наземную разведку по всему периметру (или наиболее опасной части) пожара;
  • до окончания разведки и принятия решения о плане тушения имеющиеся на пожаре силы и средства активно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасных его направлениях вблизи места нахождения этих сил и средств;
  • получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, организовать расстановку имеющихся сил и средств пожаротушения согласно этому плану;
  • определить потребность в дополнительных силах и средствах пожаротушения и в случае необходимости запросить дополнительные ресурсы;
  • определить места высадки людей и размещения лагерей и организовать их подготовку;
  • обеспечить встречу прибывающих на пожар лесопожарных подразделений и постановку им тактических задач;
  • организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением, оперативным районным штабом или комиссией по чрезвычайным ситуациям;
  • контролировать ход работ по тушению, обращая особое внимание на эффективность тушения огня на стыках участков структурных подразделений и опасных направлениях;
  • обеспечить своевременность учета выполненных работ;
  • следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха;
  • принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала, занятого на пожаре, и соблюдению им правил техники безопасности, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
  • предусмотреть пути выхода людей с пожара в полевой лагерь и создания нормальных условий отдыха;
  • непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и оперативно принимать соответствующие решения;
  • информировать штаб пожаротушения о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;
  • запрашивать необходимые дополнительные силы и средства пожаротушения;
  • использовать все местные средства связи для оперативного решения вопросов, связанных с тушением пожара.

Для своевременного предотвращения опасных ситуаций руководитель тушения обязан:

  • иметь информацию о метеорологических условиях и прогнозе пожарной опасности (краткосрочном, суточном);
  • предвидеть поведение пожара в любой момент;
  • обоснованно предпринимать действия, исходя из текущего и ожидаемого поведения пожара;
  • обеспечить наблюдение за развитием пожара при наличии опасности для работающих;
  • быть бдительным, сохранять спокойствие, принимать решения и осуществлять решительные действия;
  • поддерживать оперативную связь между всеми руководителями участков, команд, бригад, групп;
  • отдавать четкие указания и быть уверенным, что они поняты;
  • осуществлять постоянный контроль за работой штаба пожаротушения.

Анализ состояния пожара для разработки плана его тушения

Анализ состояния пожара для разработки плана тушения должен содержать следующую информацию:

  • характеристика пожара: вид пожара (низовой, верховой, подземный); величина площади в гектарах; конфигурация пройденной огнем площади (округлая, эллиптическая, неправильная); расположение (низина, равнина, холмистость, склоны);
  • особенности лесного массива: преобладающая порода, состав, возраст, полнота: наличие подроста; распределение покрытых и не покрытых лесом земель; вид горючих материалов (легковоспламеняющиеся, медленно горимые, сдерживающие горение); состояние влажности горючих материалов (класс ПО);
  • топография: топография местности и наличие картографических материалов; экспозиция склонов, на которых действует пожар; их крутизна;
  • водные источники и возможность их использования для самолетов и танкеров, вертолетов с ВСУ; мотопомп; ручных огнетушителей;
  • структура почв: песок, суглинок, скелетные почвы;
  • метеоусловия: ветер (сила и направление); влажность (точка росы), температура;
  • подход к пожару: вертолет, самолет, машина, катер и т.д.;
  • угроза пожара: жизни людей, материальным и другим ценностям;
  • естественные и искусственные преграды, реки, ручьи, тропы, дороги, разрывы и др.;
  • наличие сил и средств пожаротушения и резерв: количество, состав, принадлежность, дислокация (расстановка).

Введение режима чрезвычайной ситуации

При планировании мероприятий по охране лесов от пожаров необходимо учитывать возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов, в том числе при чрезвычайной ситуации (ЧС), приведены в приложении.

Данные о введении режима ЧС вследствие лесных пожаров приведены в табл. 1.

Таблица 1. Режимы чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров

Режимы ЧС в лесах

Показатели лесопожарной обстановки для введения ЧС

Кто вводит ЧС

Муниципального характера

Не локазизованы крупные лесные пожары или лесной пожар действует более двух суток

Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС

Регионального характера

Зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС

Межрегионального характера

Зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС

Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

Федерального характера

Зона ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС

Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

При введении режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшего вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии в планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием.

Приложение

Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов от пожаров

Периоды

Основные решаемые задачи

До пожароопасного сезона

Организация нормативно-правового обеспечения охраны лесов от пожаров (разработка плана мероприятий по организации работы по охране лесов, заключение с Рослесхозом соглашения по вопросам охраны лесов, соглашения по межведомственному взаимодействию с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России, утверждение планов тушения лесных пожаров и сводного плана тушения лесных пожаров, порядка ограничения доступа граждан в леса при высокой пожарной опасности).

Утверждение с участием органов местного самоуправления порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России.

Создание системы оперативного управления (специализированной диспетчерской службы) и информационного обмена.

Обеспечение финансирования работ по охране лесов от пожаров.

Выполнение необходимого объема подготовительных мероприятий ответственными исполнителями, проведение учений по региональному взаимодействию при тушении лесных пожаров.

Организация проверки готовности к пожароопасному сезону юридических и физических лиц, осуществляющих использование лесов, в т.ч. объектов нелесной инфраструктуры.

Проведение мероприятий по обеспечению защиты населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, особо охраняемых и иных территорий.

Организация проведения комплекса агитационно-профилактических и пропагандистских мер в области охраны лесов от пожаров.

Создание и подготовка профессиональных лесопожарных подразделений, их дооснащение в соответствии с нормативами

Организация возможности для привлечения дополнительных сил и средств, в том числе из других субъектов Российской Федерации

Определение уровней опасности, связанной с лесными пожарами, и принятие решений по ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров

Во время пожароопасного периода

Обеспечение заданного режима (регламента) работ ответственных служб.

Повышение эффективности обнаружения – сокращение времени с момента возникновения пожара до момента его обнаружения.

Повышение скорости реакции лесопожарных формирований – сокращение времени с момента поступления информации об обнаружении лесного пожара до момента начала его тушения.

Повышение эффективности тушения – сокращение площадей пожаров и снижение ресурсного и экологического ущерба.

Обеспечение стабильности финансирования работ по тушению лесных пожаров в периоды высокой и чрезвычайной горимости.

Усиление противопожарной пропаганды среди населения. Обеспечение оперативности принятия и реализации политических и административных решений в области борьбы с лесными пожарами органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, особенно в периоды высокой и чрезвычайной горимости.

Обеспечение своевременности привлечения дополнительных сил и ресурсов тушения

Чрезвычайный период

Обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, возникших вследствие лесных пожаров.

Принятие решения о проведения эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера, связанных с лесными пожарами.

Организация оперативного запроса о необходимости межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения

Организация и проведение аварийно-спасательных мероприятий и других неотложных работ.

Интеграция оперативных штабов лесничеств и специализированных лесопожарных служб в работу комиссий ЧС и ПБ.

Принятия решения об отмене ЧС