Организация охраны лесов от пожаров
Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Рослесхоз) устанавливает:
- правила тушения лесных пожаров;
- нормативы противопожарного обустройства лесов;
- виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса;
- нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.
Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе ограничивать пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.
Привлечение граждан, юридических лиц к ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Охрана лесов от пожаров состоит в выполнении мер пожарной безопасности в лесах и тушении пожаров в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах включают:
- предупреждение лесных пожаров;
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Предупреждение лесных пожаров
Мероприятия по предупреждению лесных пожаров условно можно разделить на три группы: предупреждение возникновения пожаров, снижение пожарной опасности, предупреждение распространения огня.
Предупреждение возникновения пожаров предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- противопожарная пропаганда и разъяснительная работа;
- регулирование посещаемости лесов;
- контроль за соблюдением правил пожарной безопасности;
- обустройство мест отдыха населения.
Необходимость проведения мероприятий по предупреждению возникновения лесных пожаров подтверждается тем, что их подавляющее большинство возникает из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ. Перечень мероприятий включает не только проведение разъяснительной работы среди всех слоев населения по недопущению нарушений правил пожарной безопасности в лесах; организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха, но и контроль за соблюдением правил пожарной безопасности. Виновные могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.
Административная ответственность предусматривается за нарушение правил пожарной безопасности: разведение костров, выжигание травы, бросание горящих спичек, окурков и вытряхивание золы из курительных трубок, в виде штрафа:
- для физических лиц – от 1,5 до 2,5 тыс. руб. (3-4 тыс. руб. в условиях противопожарного режима);
- для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб. (10-20 тыс. руб.);
- для юридических лиц – 30-100 тыс. руб. (100-200 тыс. руб.).
Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем предусматривает:
- штраф в размере 100-200 тыс. руб. (в случае причинения крупного ущерба – в размере заработной платы или дохода осужденного за период 2 (2,5) года);
- обязательные работы на срок от 180 до 240 ч;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- лишение свободы на срок 3 (4) года (в случае причинения крупного ущерба).
За уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога предусматривается:
- лишение свободы на срок до 8 (10 лет) со штрафом в размере от 10 до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или дохода осужденного за период от 1 месяца до 1 года либо без такового;
- штраф в размере от 250 до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы осужденного за период от 1 до 2 лет (от 2 до 3 лет в случае причинения крупного ущерба).
Снижение пожарной опасности включает следующие мероприятия:
- регулирование породного состава лесов;
- гидромелиоративные работы;
- очистка от захламленности;
- санитарные рубки.
Указанные мероприятия снижают массу напочвенных горючих материалов, а также вероятность распространения верховых пожаров. Проведение гидролесомелиоративных работ предусматривает регулирование водного режима на осушенных площадях и недопущение переосушения, особенно в засушливые периоды.
Предупреждение распространения огня включает:
- создание системы противопожарных барьеров;
- профилактические (контролируемые) выжигания напочвенных горючих материалов;
- создание лесных дорог противопожарного назначения;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к ним;
- создание посадочных площадок для воздушных судов;
- организацию и строительство пожарно-наблюдательных пунктов.
Данная группа мероприятий преследует цель ограничения распространения лесных пожаров за счет создания преград на пути их движения, ускорения доставки людей и техники по лесным дорогам противопожарного назначения к местам возможных пожаров, приближения средств тушения к месту пожара и своевременного обнаружения возникающих пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, использующими леса на основании проектов освоения лесов.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает:
- наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
- организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
- организацию патрулирования лесов;
- прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма предоставления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, предоставляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, а последний принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии в межрегиональным планом маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
Разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров
Органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
- перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
- перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
- мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
- меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
- иные мероприятия.
Порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров и его форма на территории субъекта РФ устанавливается Правительством РФ. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.